РОЙ КЛАВДИЯ ФИЛИППОВНА

Родилась в 1926 году в деревне Чернава Измалковского района Липец­кой области.

В Великой Отечественной войне участвовала с июня 1944 по май 1945 года в должности телеграфиста. Воинс­кое звание — рядовая.

Награждена орденом Отечествен­ной войны II степени, медалями «За боевые заслуги», «За победу над Гер­манией в Великой Отечественной вой­не 1941-1945 гг.» и многими другими. Живет в городе Аксае.

Я была военной телеграфисткой

В июне 1941 года я окончила семь классов, и мечтала посту­пить в медицинское училище. Но война нарушила все планы. В это время мне было 15 лет, и я жила вместе с родителями в хуто­ре Щепкино Аксайского района. Все мужчины ушли на фронт. В хуторе остались пожилые люди и мы, подростки. Пришлось рабо­тать: убирали урожай, осенью в совхозе «Реконструктор» укрыва­ли виноград. Рыли окопы и противотанковые рвы. Мы все понима­ли, что нужно помогать старшим. Зимой вязали шерстяные носки и рукавицы и отправляли на фронт.

В июле 1942 года наш хутор оккупировали немецко-фашистс­кие захватчики. В феврале 1943 наши войска освободили хутор Щепкино, и весной этого года мы пешком ходили за девять кило­метров на ремонт шоссейной дороги «Ростов — Новочеркасск». Она была во время боев разбита. Мы лопатами выравнивали вы­емки, устилали дорогу щебенкой, чистили кюветы. Потом мне при­шлось работать вместе с другими подростками на железной до­роге в районе станции Должанка Краснодарского края.

Когда исполнилось 17 лет, подала заявление в Аксайский райвоенкомат с просьбой послать на фронт. Но мне отказали, так как я была несовершеннолетняя. Очень расстроилась. Мне хотелось ухаживать за ранеными, я свободно могла оказать им любую помощь.

В июне 1944 года мне испол­нилось 18 лет, и меня призвали в Красную Армию. Я была очень рада. Служить направили в 8-й от­дельный запасной телеграфный полк связи, который располагался в городе Калинине. Там находилась на учебе пять месяцев. Мы изучали телеграфный аппарат СТ-35 и работу на нем. В сво­бодное от занятий время нас посылали на различные работы. Наш военный городок находился на берегу Волги. В один из заливов реки сплавляли бревна, мы их вылавливали и укладывали на бе­регу. Приходилось выгружать на берег соль из барж. Работали на товарной станции железной дороги, выгружали уголь, торф, капу­сту, картофель. Все это складировали в хранилища. Ходили в караул, стояли часовыми на постах, охраняли свою территорию и различные склады. Занимались строевой подготовкой. 2 июля 1944 года приняли военную присягу.

Я получила специальность телеграфиста, и нас всех в ноябре 1944 года через пересыльный пункт в Москве направили на фронт. У каждого был сухой паек (каша-концентрат), и мы, запасаясь во­дой на остановках, по очереди варили ее в котелках на три чело­века на одной печке-буржуйке. На железной дороге действовали диверсанты-бендеровцы.  Но нам повезло, 2 декабря 1944 года мы благополучно прибыли в город Сандомир (Польша) для прохож­дения службы в 359-м батальоне связи 1-го Украинского фронта, который обслуживал штаб корпуса. Там я до конца войны прора­ботала на аппарате СТ-57 в должности телеграфистки.

Мы передавали и очень много принимали шифрованных теле­грамм, которые немедленно направлялись в штабы дивизий, ар­мии и фронта. Особенно много было работы, когда наш корпус в составе 1-го Украинского фронта вел наступление на Берлин.

День Победы я встретила в городе Бреслау (Германия). Там в это время находился штаб корпуса. Это был неописуемый празд­ник радости и счастья. Мы остались в живых!

Но, накануне Дня Победы, 7 мая 1945 года, со мной произо­шел неприятный случай. В этот день я со своей подругой Аней Мановой дежурила на кухне. Нас, девушек, в свободное время посылали работать на кухню, помогать повару готовить обед и ужин. После ужина мы перемыли посуду, и я отпустила Аню в роту отдыхать, а сама решила помыть полы. В углу около двери стоял холодильник. Я подошла к нему и стала протирать пол. Вдруг слышу, что-то трещит, с холодильника посыпалась обли­цовка. Это она создавала треск. Я внимательно посмотрела на холодильник и увидела на его дверце дырочку-пробоину от пули. Такая же пробоина оказалась и на стекле окна, которое было боль­шим и выходило на улицу. Внутри холодильника я нашла пулю немецкого снайпера, который промахнулся. А мне, за два дня до Победы, очень повезло: осталась жива. 9 мая, когда нас подняли по тревоге в четыре часа утра и объявили, что закончилась война, я от радости даже подзабыла о той снайперской пуле.

После окончания войны началась демобилизация. В первую очередь демобилизовывали нас, девушек. Со многих воинских частей собрали нас (около 100 человек) в населенном пункте Ешкиндорф (недалеко от города Бреслау). Выдали каждой по 10 килограммов муки. Выделили подводы с ездовыми, которыми были демобилизованные воины. На подводы мы сложили свои вещмешки, а сами пешим ходом за подводами направились в сторону нашей советской границы. С нами был духовой оркестр и полевая кухня.

Каждый день преодолевали по 25 километров. Остановки на отдых делали на окраине какого-нибудь населенного пункта, где были водоемы. Там приводили себя в порядок, ночевали и утром-снова в путь. ИзЕшкиндорфамывышли21 июня и 17 августа 1945 года прибыли на желез­нодорожную станцию Коваль (Украина). Наш пеший путь продолжал­ся почти два месяца. На станции Коваль перено­чевали, и утром нас по­садили
на поезда, и мы самостоятельно разъе­хались по своим до­мам.

В Ростов я приехала поздно вечером 19 августа, и мне так захотелось как можно быстрее попасть домой, что решила, несмотря на позднее время, самостоятельно пешком идти в хутор Щепкин, до которого было 15 километров. Прошла город, вышла в степь. Кругом никого нет. Я шла мимо рощ, по полям, где росли кукуруза и подсолнухи. Перед нашим хутором был противотанковый ров, который я когда-то копала. До хутора еще оставалось три-четыре километра. Я быстро преодолела ров и еще быстрее пошла к хутору. У меня не было никакого страха, я стремилась домой. Домой пришла в 11 часов ночи. Дома встрети­ли с большой радостью и удивились, что я шла одна по степи. Ведь в степи было очень много волков. Я об этом ничего не знала и благополучно добралась. Так для меня закончилась военная жизнь. Я приступила к другой — мирной, созидательной.

11 сентября 1945 года выш­ла замуж за парня, своего соседа, фронто­вика Роя Алексея Хрисанфовича, кото­рый стал Героем Советского Со­юза. С ним мы живем уже по­чти 60 лет, име­ем трех доче­рей, четырех внуков и одно­го правнука.

После вой­ны я работала телеграфисткой в Аксайском узле связи и на железной дороге билетным кассиром на станции Кизитеринка. В 1983 году вышла на пенсию, вместе с мужем занимаемся домашними делами и воспитанием внуков. Сейчас живем в городе Аксае, на Берданосовке.

Нам очень хочется, чтобы наши дети, внуки и правнуки были счастливы, и прожили мирную жизнь.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *