Трофименкова Вера Стефановна

12.09.1917

Память о героических делах народа в годы войны живет в наших сердцах. Особенно хочется рассказать о подвигах женщин. Впервые дни войны, преодолевая огромные трудности, они заменили своих мужей, отцов и братьев у станков, в поле и дома. Их труд золотыми буквами вписан в героическую летопись истории нашей Родины. Слова из стихотворения Михаила Исаковского находят тому подтверждение:

Да разве об этом расскажешь —

В какие ты годы жила!

Какая безмерная тяжесть

На женские плечи легла!

Наш рассказ о Вере Стефановне Трофименковой, которой в этом году исполнилось 100 лет. Родилась она в х. Вишневецком Каменского района в 1917 году 12 сентября в семье крестьян. Мама Агафья Викторовна и отец Стефан Васильевич имели свое хозяйство. Сами сеяли, пахали, молотили, держали скот. В период образования колхозов все сгорело.

У родителей было десять детей, чтобы помочь родителям 13-летняя Вера нанималась к людям присматривать за детьми. Вера Стефановна вспоминает: «Я с 13 лет по людям ходила, где качала детей, где коров доила. Моя жизнь никогда не была скучной и однообразной. Забота о близких и труд делали мою жизнь интересной. Детство было очень трудным, в школу вместо пальто носили шаль на троих девчат. Училась всего два с половиной года, нужно было помогать родителям».

В 1937 году вышла замуж и с мужем переехали в город Краснодон. Жизнь текла тихо и размеренно, никто тогда не думал, что однажды их покою придет конец, что война бурей ворвется в жизнь людей, всё ломая, круша, калеча миллионы судеб. Беда не миновала.

Началась проклятая война. Многих знакомых призвали на фронт. Люди провожали отцов и сыновей на войну. Вера Стефановна и сегодня помнит, как, всхлипывая, провожала она мужа, как будто чувствовала, что в последний путь. Военные годы были очень трудными. Не было еды и одежды. Суп варили из разных съедобных трав. Собирали черные семена лебеды — из них делали муку и пекли блины. Ели хлеб, испеченный «из дикухи». Он был зелёным и невкусным, но приходилось есть, так как надо было жить. Помощи ожидать было неоткуда. Нужно было надеяться только на себя. Выкручивались, как могли, хотя были моменты отчаяния. Вера Стефановна рассказывает: «Поехали мы с братом на рынок в Лавровку и Самсоново обменять вещи на продукты, были какие- то туфли, кофтенка. Обменяли на два мешка кукурузы. Добираться домой было нелегко. Машинисты «товарняков» прятали своих пассажиров. Поздно вечером приехали в Каменск, у знакомой оставили мешки.

В Вишневецкий добирались пешком, с утра пораньше пришли за мешками, а они исчезли. Горький комок застрял в горле, но ничего не изменишь!

В 1943 году пришла весть о гибели мужа. Не верила… Ждала… Но так и не дождалась, и замуж больше не вышла. В хуторе остались старики, женщины и дети. На хрупкие женские плечи легла тяжелая неженская работа. Распахивали поля, сеяли зерно, убирали урожай, ухаживали за скотом, заготавливали для коров, коз и лошадей сено.

Вера Стефановна работала на поле. Денег не получала, ей шли трудодни. В конце года за трудодни давали муку – два мешка плохого качества, ведь всё хорошее сдавали государству в Фонд обороны СССР. Есть было нечего, люди питались лепёшками из лебеды, желудей, крапивы, даже картофельные очистки не выбрасывали — всё пригодилось на скудном крестьянском столе. Днём трудилась на колхозных полях, как и все жители села, а по ночам вместе с другими женщинами вязала шерстяные носки и варежки— их отправляли на фронт для солдат. Трудовой день был не нормированный — работали сколько надо. Бывало, очень поздно возвращалась домой. Но люди не унывали. На работу и с работы ехали с песнями. Большой вклад в победу внесли женщины. Они овладевали мужскими профессиями, самоотверженно трудились на колхозных полях, выполняя и превышая нормы, брали повышенные обязательства.

Так Вера Стефановна и жила. А потом, девятого мая тысяча девять сорок пятого года объявили о Победе! Пророческими оказались слова Левитана, сказанные в начале войны: «Победа будет за нами!». Да, они одержали Победу, но какой ценой! И в день Победы она рыдала, рыдала от пережитого горя и от счастья, что все это позади.

С окончанием войны работы не убавилось. Работала свинаркой в колхозе. Вера Стефановна вспоминает: «Стояла холодная зима, сильные морозы, стали пороситься свиноматки. Я маленьких поросят приносила домой, отогревала на лежанке, а через час, отогревшись, они уже прыгали и падали с печи — просили еду. Так всю ночь носила в пазухе кормить малышей: из свинарника домой и обратно. Председатель колхоза за хорошую работу подарил отрез на платье. Подруги с завистью смотрели вслед». «Обиду на свою судьбу не держу, время такое было, не мне одной трудно приходилось», – говорит Вера Стефановна. Однако веселиться умела и любила. «За целый день наработаешься так, что спины разогнуть нет сил, а вечером всё равно в клуб бежишь, плясали босиком, ноги в грязи измажешь – вот тебе и туфли. Днём платье одной стороной носили, а к вечеру вывернешь – вот вечерний наряд».

Эта с виду хрупкая женщина трудилась не покладая рук, такое редкое качество было в почете, и по-другому жить она, просто не умела!

Низкий поклон таким людям, их ещё немало таких тружеников, которые после тяжелой войны восстанавливали наши родные места, и кормили страну своими хрупкими, но могучими руками! 

Так и прошло целое столетие! Вера Стефановна, достойно прожила свой век, являясь свидетелем и участником многих исторических событий, полностью менявших привычный уклад жизни. При этом осталась сильным человеком, который умеет радоваться жизни и философски относится ко всем превратностям судьбы, находя в них массу плюсов и поводов для радости.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *