Тамара Христофоровна Мошиян

 

Майская почта во всех газетах, наверное , имеет свою собственность – в ней много писем о фронтовиках, их судьбах. Пишут и сами ветераны, и их потомки, родственники – о боевых буднях, упоминаются пехотинцы и артиллеристы, моряки и летчики, танкисты и связисты, разветчики и саперы…

Но вот о военных врачах почему-то вспоминают мало. А ведь благодаря им были спасены жизни сотен тысяч раненых солдат и офицеров.

Одной из таких военврачей была и капитан медицинской службы Тамара Мошиян. Она была младшей дочерью в многодетной крестьянской семье, одной из первых перебравшихся в двадцатые годы из Чалтыря в хутор Ленинаван. Тамара многого не успела в своей короткой жизни, но сделала самое главное – защитила Родину от захватчиков. Будучи врачом по профессии, она в душе была художником. В семье до сих пор хранятся ее рисунки. Причем, они сделаны вполне профессионально. Ей бы учиться и стала бы она неплохим мастером.

Но, увы, — не судьба. Погибла Тамара в жестоких боях при освобождении польского города Кракова, который гитлеровцы хотели стереть с лица земли.

Наше командование , щадя архитектурные и исторические памятники древней столицы Польши, при освобождении города, воздержалось от примирения тяжелой артиллерии, танков, бомбардировочной авиации. И за каждый освобожденный метр советские солдаты, офицеры платили кровью, а то и жизнью своей. Среди них была и военврач Тамара Мошиян…

Наша армия освободила польский город Краков. На берегу Виелы, в старинном замке на холме Вавеле, разместился советский госпиталь.

…Тамара в отделении была одна: весь медперсонал спустился в подвал отмечать новый, 1945-й год. Она очень любил а этот зимний праздник с пушистой елкой, и необычными подарками подарками и веселым хороводом. Но сейчас ей было не до веселья. Она недавно получила похоронку на Сергея. Три года судьба хранила их, любовь помогала вынести все тяготы войны. Хотя их дивизии и воевали по соседству, но встречи были редкими. Кажется, совсем недавно виделись они в городе Люблине, тогда только три часа провели вместе, потому что часть Сергея готовилась к на­ступлению…

Трудно поверить, что они никогда больше не увидятся, никогда он не будет гладить ее волосы, целовать глаза.

Тамара не знала, как написать матери о гибели Сергея.

Она бережно хранила все письма. И вот сейчас ей, захотелось перечитать еще раз письмо младшей струнки: «Дорогая Тамара. Мы получили в ноябре 1941 года последнее письмо от брата Вартана, а затем — похоронку. Мама страшно переживала, долго болела, не могла смириться со страшной потерей. Я очень боюсь за нее. Она каждый вечер раскладывает вещи, сына: инструменты, фотоаппарат, диплом и разговаривает с ними, плачет. Ты ведь помнишь, как мама гордилась им! Отомсти за брата! Береги себя, возвращайся живой…»

Она не смогла дальше читать :слезы застилали глаза, листок выпал из рук.

Сегодня Тамара, улучив момент после операций, ходила по совету главврача смотреть знаменитую ротонду. Она стояла перед храмом Девы Марии, построенным в X веке. Впервые в жизни она видела такую красоту: королевский дворец с изящными капеллами и надгробиями.

Смотрела и думала…

Думала Тамара о своем недавнем, недолгом и уже невозвратимом счастье. Ей неожиданно вспомнились самые незначительные, но почему-то теперь ставшие особенно дорогими мелочи…

…Свои слезы на первом курсе: «Мама, мне стыдно ходить в институт в ситцевом платье…»

…Как они с Сергеем сдали последний экзамен…

…Как возвращались из театра, с «Руслана и Людмилы», и оба по очереди пели на улице мужские и женские арии

И кто-то сказал вслед им:

Молодые! Хотел бы я быть на их месте!

А Сергей просит, чтобы она спела арию из оперы «Ануш»…

Но больше всего мучили Тамару воспоминания об их поездке в ее маленький хутор «Волна революции». Ей так хотелось, чтобы Сергей понравился родным. В те времена все ее желания исполнялись, и это тоже исполнилось.

Она с гордостью показывала ему красоту придонских степей с высокими холмами и зелеными перелесками где воздух напоен запахами чабреца, полыни, душистых степных трав, где в высоком безоблачном небе слышится веселая трель жаворонков…

Кто-то робко потянул ее за рукав. Тамара встряхнула головой, словно хотела отогнать от себя грустные мысли.

Пани, вы плачете? У вас горе? Я могу помочь? — перед ней стоял поляк-священник.

— Трудно терять близких…

Ксендз нежно посмотрел в выразительные глаза девушки, раскрыл книгу, что держал в руке, взял засушенный букетик цветов, протянул ей и сказал:

Надо уметь помнить. Помнить все — каждое сказанное слово, каждый поступок, каждый взгляд, каждый стон… Они отдали свои жизни вот этой много — страдальной земле, нам, живущим…

Чуть-чуть не дожила до Победы наша землячка Тамара Христофоровна Мошиян, капитан медицинской службы.

Пуля оборвала ее молодую жизнь 29 января 1945 года.

Не успела она многого, но защитить свою Родину успела.

В период Великой Отечественной войны в армии и на флоте находилось более 200 тыс. врачей и свыше 500 тыс. фельдшеров, медицинских сестер, санинструкторов и санитаров, многие из которых погибли в огне боев. Усилиями и заботой советских медиков оказана помощь 10 миллионам защитников Родины. Поистине это был подвиг во имя жизни на земле.

Тамара была младшей дочерью в многодетной крестьянской семье Мошиян из села Чалтырь. После окончания школы поступила в Ростовский медицинский институт. Учиться было трудно – помощи от родителей почти не получала. Вдобавок в голодный год умер отец. Закончив в 1940 году институт, работала на Зеленчугском лесопильном комбинате.

В первый день Великой Отечественной войны Тамара Мошиян ушла на фронт, и все четыре года сражалась за жизни бойцов. Выносила с поля боя, оперировала в палатках, на обычных столах, в слякоть и холод.

В 1945 году в жестоких боях при освобождении польского города Краков военврач Тамара Мошиян погибла. Погибла, когда до дня Победы оставалось 3 месяца.

Наше командование, щадя архитектурные и исторические памятники древней столицы Польши, при освобождении воздержалось от применения тяжелой артиллерии, танков, бомбардировочной авиации. И за каждый освобожденный метр советские солдаты, офицеры платили кровью, а Тамара заплатила жизнью своей. Тамара была очень одаренным человеком. Будучи прекрасным хирургом, она профессионально рисовала и, кто знает, может, со временем стала бы еще и большим художником, но не успела. Она вообще много не успела в своей короткой жизни, но сделала самое главное – защитила Родину от фашистов.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *