Мария Петровна Белая (Урядникова)

  

(1924-2011)

Мария Петровна Белая… Женщина удивительной, необычной судьбы. И в то же время такая простая, обыкновенная, даже стереотипная для своего времени, своего поколения. Маленькая женщина, прожившая Большую Жизнь.

Мария Урядникова родилась 2 декабря 1924 года в Воронежской области в селе Нижний Кисляй Лосевского района. Семья жила очень бедно. Особенно трудно и тяжело пришлось во время голодных 1933-го и 39-го. Суп, сваренный из собранного детьми подорожника или одуванчика, был тогда обычным делом… Старшая дочь в семье, Маша рано повзрослела. Она училась в восьмом классе, когда началась война. Но беда не пришла одна. В том же году скончался от туберкулеза отец.

Маша, которой не исполнилось ещё и 18-ти, пошла работать медсестрой в недавно развёрнутый в селе военный госпиталь. Представьте себе девушку, в лучшие годы своей жизни закапывающую руками куски человеческой плоти, завёрнутые в плащ-палатку, и вы поймете, что такое война. Попробуйте представить хотя бы запах внутри санитарного вагона – обыкновенной теплушки с подстилкой из соломы на голом полу. В таких вагонах тяжелораненых и умирающих бойцов возили в глубокий тыл за сотни километров. А сопровождали их девочки – эвакосестры. Война есть война. Грязь, кровь и смерть – её извечные инструменты для ковки и ломки человеческих душ…

М. Урядникова рвалась на фронт. 5 июля 1942 года добровольно поступила в армию, стала санинструктором 5-го истребительно-противотанкового дивизиона. Но с её телосложением и хрупким здоровьем было не под силу таскать здоровенных казаков и вести походную жизнь. Старый врач отправил Марию в корпусной госпиталь, где она снова стала эвакосестрой. Но пробыла там недолго, начались тяжелые бои, и её забрали на передовую, санинструктором 150-го гвардейского истребительно-противотанкового артиллерийского полка 5-го гвардейского Донского казачьего кавалерийского корпуса (в этой должности она и закончила войну).

В одну из военных зим Марию Петровну отпустили вместе с беременной подругой домой, на побывку. Ехали открытыми машинами, на перекладных, где возможно, пересаживались на товарняки. Так и добрались до родных мест в товарняке, везущем сено. «Если бы не сено, мы бы просто замерзли», – вспоминала Мария Петровна. Приехав домой, застала умирающую мать. Заболела она на принудительных работах. Простудившись в пути, Мария Петровна слегла и сама, пролежав в горячке 10 дней. Как только оправилась, стала собираться в обратный путь. Расставание с мамой было очень тяжелым, мать чувствовала, что умирает, и не хотела отпускать дочь. Несколько раз, не в силах слышать крики матери, Мария возвращалась и снова прощалась, уходила. Это, наверное, самое тягостное её воспоминание…

И снова отражение танковых атак, искалеченные, изуродованные тела недавно ещё таких живых и весёлых парней… «Выносила на себе раненых, оказывала первую помощь», – просто говорила об этом Мария Петровна. За один из тяжелых боев она получила наиболее уважаемую казаками награду – медаль «За отвагу». Были, конечно, и другие награды: медали «За взятие Будапешта», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», орден Отечественной войны II степени.

Личная жизнь Марии Петровны сложилась необычно. Маленькая хрупкая девушка, она всегда снизу вверх с обожанием и любовью смотрела на капитана Белого, командира противотанковой батареи, Героя Советского Союза. Она спасала его раненого, была рядом с ним в самые тяжелые минуты, а он смотрел на неё как на дитя… Кончилась война. Спиридон Ефимович участвовал в Параде Победы. А она ждала… «Ничего не вышло, и я уехала домой», – не вдаваясь в подробности, объясняла Мария Петровна.
Но позже он сам её разыскал, прислал письмо с предложением провести совместный отпуск. «Не знала, что и думать, ни на что не надеялась, но все равно поехала, успокаивая себя тем, что увижу снова фронтовых друзей, и, прежде всего комбата, который относился ко мне как отец. Часть стояла в Морозовской, туда и добиралась без денег, без припасов. Спасибо, добрых людей тогда много было. Помогли, доехала». Подвёз до части генерал Лев, он же на разводе и подначил Белого, что, мол, жену ему привез. С этого всё и началось.

Позже семья поселилась в Новочеркасске. Свои послевоенные впечатления Мария Петровна выразила очень просто и коротко: «Неожиданно быстро пошло восстановление разрушенного, улучшение жизни, а самое главное, как-то сразу к людям вернулось чувство радости, удовольствия от жизни. Уже через несколько лет после окончания войны она воспринималась как дурной сон, что-то нереальное». О своей дальнейшей жизни Мария Петровна говорила: «Жили небогато. Муж служил до 56-го года, а затем вышел на пенсию. Я работала в магазине. Семья была очень дружная, было очень много друзей. Часто устраивали сборы, ездили друг к другу в гости по всей стране. Счастливое было время…». Супруги Белые активно участвовали в военно-патриотическом воспитании молодежи.

Мария Петровна Белая после тяжелой и продолжительной болезни умерла 30 марта 2011 года, похоронена в Новочеркасске

Материал подготовлен по книге И. Г. Скоморохова «На очной ставке с прошлым» (Ростов н/Д, 2009) и статье С. Лищинского «Мы жили для всех…» («Частная лавочка», 2011, 14 апр., с.4)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *