Решетникова Антонина Михайловна
Антонина Михайловна Решетникова (в девичестве Рахно) родилась 22 марта 1922 года. Семья имела средний достаток. Работал один отец, мама воспитывала детей. Закончив 7 классов в СШ№7, Тоня поступила учиться на 9-и месячные курсы на центральный телеграф города Ростова. Там изучала азбуку Морзе и аппарат Бодо. По окончании курсов осталась там работать. В ноябре 1941 года немецко-фашистские войска вторглись в пределы Ростовской области. Они начали бомбить мосты. Работать в Ростове Тоня уже не могла. Над Ростовом нависла смертельная опасность, все силы были брошены на строительство оборонительных сооружений. В этих работах участвовали, в основном, дети и подростки. 21 ноября 1941 года после кровопролитных боев немцы заняли Ростов. Но недолго они там хозяйничали. Войска Южного фронта нанесли врагу мощный удар и 29 ноября освободили столицу Дона. Враг отступил к реке Миусс и укрепился там. В период временной оккупации Ростова в Батайске квартировали наши танковые подразделения, госпитали. В школе №9 был госпиталь, в котором Тоня и ее подруги помогали по просьбе главного хирурга майора Якова Моисеевича Айзенбуда. «Я работала в школе зимой, мы помогали медперсоналу при приемке раненых, обрабатывали раны, приносили теплую воду, кормили раненных, убирали палаты. Работа незаметная, но очень нужная. На первом этаже стояли сколоченные во всю длину коридора столы из неструганных досок. Ходячие и легко раненные выходили есть в коридор. Остальных, тяжело раненных кормили прямо в палатах. Люди к нам поступали, в основном, из Больших Салов»- вспоминала Антонина Михайловна. К лету 1942 года положение на Южном фронте было крайне тяжелым. Фашисты усилили массированные удары авиации на город, артобстрелы из дальнобойных орудий. Во второй половине июля фашисты начали штурм оборонительных рубежей на Ростовском участке. Бои шли упорные и кровопролитные. Стало очевидно, что город не удержать, началась эвакуация фабрик, заводов и населения. Жители города, оставшиеся на оккупированной территории, не покорились фашистам, а каждый, избрав посильное дело, оказывал сопротивление врагу.
Антонина Михайловна пошла работать в ШЧ — 3 телефонисткой. В апреле 1944 года пришла телеграмма о командировании нескольких человек в Военно-эксплуатационное отделение №24, которое направлялось на восстановление связи в освобожденной территории по направлению – Западная Украина – Польша – Германия. Эшелон формировался в Батайске. Несколько дней ждали отправления. Когда Тоня узнала время отправления, успела позвонить домой. Родители прибежали на вокзал проститься. Там встретились с одной женщиной, которая провожала сына. Родители наказывали: «Будьте как брат и сестра». Всю войну прошли вместе Антонина Михайловна и Дмитрий Илларионович Пригода. Домой возвращались как родственники. На войне было и холодно и голодно. Дмитрий был юморист, мог поддержать в трудную минуту, всегда делился куском хлеба. Несмотря на то, что восстанавливать связь приходилось на освобожденной территории, избежать обстрелов не удалось. Первый и самый страшный обстрел произошел на станции Березовица-остров в Западной Украине. На этой станции поезд остановился, так как не мог двигаться по украинским рельсам. Ширина их укладки не совпадала, и состав ждал распоряжения. Воспользовавшись свободным временем, женщины постирали свои вещи и развесили сушить. Отойдя от своего поезда к оврагу, расположенному неподалеку девушки увидели самолет, который, начал бомбить станцию. Зайдя по второму кругу, он стал сбрасывать бомбы в вагоны поезда. Когда самолет улетел, девушки побежали к поезду и увидели страшную картину. Кругом были раненные. Лучшая подруга Тони – Клава Фастова – тяжело ранена в живот. Через некоторое время раненых увезли в госпиталь, но Клаву Тоня так больше и не увидела. Ее родителям пришла похоронка. Весть о бомбежке поезда дошла и до Батайска. Родители волновались, ждали писем, а они шли очень медленно, с опозданием на 3-4 месяца. А эшелон ВЭО №24 уходил все дальше от своей границы и обеспечивал связь на восстановленной территории. Военные будни были очень тяжелыми, дежурили сутками. Начало мая 1945года было неспокойным. Восстанавливая связь на станции Штейнау в 18 км от Бреслау, было получено сообщение о возможности прорыва власовцев, поэтому охрана станции была приведена в боевую готовность.
7 мая Тоня приняла телеграмму об окончании войны. Выбежав на улицу, она закричала: «Война закончилась!!!», а люди смотрели на нее и не верили. А 9-го утром началась стрельба: «Мы подумали, что это власовцы, а когда выбежали на улицу, услышали крики: «Победа, победа». Тоня обратила внимание на пожилого мужчину, который произносил смеясь: «Жив, я жив». Несмотря на то, что война закончилась, работа в Дрездене продолжалась до декабря 1945 года. А когда связь была налажена, станцию сдали местным железнодорожникам и отправились домой. Когда Тоня подъезжала к донскому краю, сердце ее вылетало из груди. Антонина Михайловна вспоминала, что от Таганрога до Ростова все пели песню:
«Вот мы снова у стен Ростова
В отцовском дорогом краю…»
Домой прибыли 31 декабря и вместе с подругами встречали Новый год в Батайске. Со встречей Нового года началась и новая мирная жизнь. До самой пенсии проработала Антонина Михайловна на железной дороге в ШЧ-3.
За заслуги перед Отечеством она награждена Орденом Отечественной Войны II степени, медалью «За победу над Германией», многочисленными юбилейными медалями, Медалью « За трудовое отличие», Медалью «Ветерана труда».