Зоя Ивановна Землянская

 

(1928- 2014)

Отец Зои Ивановны Землянской (Великоцкой) имея 3класса образования, считался очень грамотным человеком, работал кладовщиком в колхозе. Мать, домохозяйка, неграмотная женщина, была хорошим, мудрым воспитателем для своих пятерых детей. До войны жили в х. Стояновка, на квартире у калмыка Улана Ивановича. Когда немцы были у самого порога, ценное имущество колхоза: стада живности, документы были эвакуированы за Волгу. Возглавил эвакуацию председатель колхоза — калмык Дарджа Дарджинов. Оставшимся старикам, женщинам и подросткам, он дал задание убрать плантацию, выкопать картошку и ждать их возвращения. Война долго не протянется,- сказал он. В августе 1942 года немецкие танки, колонны мотоциклистов были на Стояновке. Грабительские вояжи чужеземцев в каждый дом, где отбирали все, сразу показали истинное лицо фашистов. Жестокие немцы были. Мать Зои Ивановны, видя, что они забирают муку до грамма, попросила оставить хоть немного. Озверевший немец взял топор и бросил в нее, топор попал в дверной косяк. Немцы заставляли женщин доить телят, фотографировали и истерически смеялись. Однажды Зоя Ивановна шла с калмычкой с плантации и они увидели бегущих в панике красноармейцев без винтовок. Солдат наших немцы окружили, десятерых евреев из них, отбили и постреляли за свинарней, а русских погнали дальше. В такие минуты особенно остро она вспоминала отца, воевавшего на фронте вдали от дома. Немцы сделали на Стояновке оборонительный рубеж, на территории колхоза «17 партсъезд». Прилетал в хутор и немецкий самолет «Рама», забрали зерно, порезали коров, телят и улетели. А какие жестокие воздушные бои были над Стояновкой. Самолеты, как коршуны, налетали друг на друга. От их разрывающего душу воя, огненных очередей никуда нельзя было спрятаться. Дети кричали, плакали от ужаса и прятались чаще в подвалы или под кровать.

Зоя Ивановна с матерью пришли со Стояновки в Зимовники, в два часа дня, а тут уже были немцы. Бои за Зимовники, в начале 1943 года были жестокие. Когда пришли наши части, в эти первые январские дни, выпал снег и ударил мороз. А перед этим была грязь непролазная. Военкомат собирал молодежь 14 -15 лет, заставляли сбивать кочки на глубоких колеях, чтобы наши машины могли двигаться от железнодорожного моста, до моста деревянного, через речку. Это был участок, где вместе с другими, работала Зоя Ивановна. Мобилизованные подростки рыли копаниры, блиндажи, окопы, а землю бросали наверх, чтобы была видимость изгороди. Незабываемые бомбежки были в боях за Зимовники, как начинала бить «Катюша» горела земля и небо. В нынешнем парке ( бывший городской сад), вырыли большую яму( она как раз на центральной дорожке) и в эту яму складывали трупы наших убитых солдат. Особенно много на возилке привозили убитых с хутора Ленинского. Там, в землянках, в каждом окне были по одному, а то и по два убитых солдата. Одного убивали, а другой начинал тут же стрелять. А вот медальоны у солдат не доставали и в голову не приходило забирать их. Боялись лезть в карман убитого,- вспоминает Зоя Ивановна.

В 1942 году за железной дорогой, от переезда в сторону старого элеватора и до самой мельницы, на бывшем пустыре, был лагерь русских военнопленных, охраняемый немцами с собаками. Их было великое множество. Он был огорожен колючей проволокой. Зоя Ивановна Землянская- живой очевидец лагеря военнопленных на территории нашего поселка. При наступлении Красной армии немцы военнопленных уничтожили, было целое поле трупов. Раньше Зимовники были маленьким поселком. За бывшим инкубатором были уже поля, куда люди ходили за тюльпанами. Зимовники были центром района. х.Красный Кут — к-з » Пролетарий»; х. Кучман- к-з «Штенгарт»; х. Василевский и х. Горобцов к-з «Волна революции». В конце войны Зое Ивановне было 17 лет.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *