БЛАГОДАРЕНКО ВАЛЕНТИНА СВИРИДОВНА

«Гвозди бы делать из этих людей:

Крепче бы не было в мире гвоздей».

Н. Тихонов

Ну что за девчонка!

Валентина Свиридовна Благодаренко родилась в городе Енакиево, что на Украине. В детстве была шустрой девчонкой, носилась с мальчишками, играла в казаков — разбойников. Мать порой сердилась: «Бегает, носится по двору, постреленыш!»

Училась Валя неплохо, окончила семь классов, затем поступила в фельдшерско-акушерскую школу. Затем — война, призыв в армию в 41-м, впрочем, не испугавший молодого фельдшера. «Хочу на фронт!» — твердо решила девушка.

Она попала в самую гущу военных событий, ведь их медсанбат был причислен к 1-й танковой армии, на которую пришелся основной удар. Перед Курским сражением все чувствовали, что зреет кровавая битва, войска все стягивались и стягивались, напряжение нарастало.

На передовой

Наши ударили первыми, и фельдшеру Валентине работы хватало: обгоревшие, контуженые, раненые прибывали десятками, сотнями, ожидая записи в журнал обезболивающего укола. Медики трудились в стихийно развернутых полевых лазаретах постоянно. Никто не уходил, пока от усталости не падали или не засыпали прямо на месте работы, стоя. В перевязочной работали сестры, врачи и фельдшеры оперировали. Смешались день и ночь.

Медицинские работники совершали свой тихий подвиг ежечасно. Молоденькие девчонки таскали на носилках раненых, плакали, видя, как умирают их ровесники, а после операции уносили тазы, куда хирурги складывали ампутированные конечности. Настоящим бичом была чесотка и вши: привозят раненого, разрезает фельдшер повязку, а там уже вши копошатся… Грязь, кровь, боль — разве это должна видеть двадцатилетняя девушка ежедневно? Ей бы платье штатское надеть, прическу сделать да сапожищи эти, которые на два размера больше, снять! Когда она уже закончится, война проклятая, натерпелись уже! Но терпеть еще пришлось многое, в том числе тяжелое ранение.

Жить, несмотря ни на что

Случилось это в одну из самых страшных военных операций под Курском. В момент, когда выносила раненого с поля боя, Валентина почувствовала вдруг, что земля под ней плывет, переворачивается и накрывает сверху тяжелой черной пеленой. Страшная нечеловеческая боль пронзила ее откуда-то снизу и растворилась во всем теле.

С этой болью она очнулась, увидев над собой склонившегося коллегу-фельдшера.

«Ты потерпи, сестренка, все обойдется», — сказал он и заплакал, не выдержав настойчивого Валиного взгляда.

«Что со мной? Где я?» — сухими запекшимися губами еле выговорила девушка.

«В нашем лазарете, тут рядышком бой идет, ранило тебя, Валь», — виновато говорил фельдшер, пряча глаза. — Сейчас хирург придет, оперировать будет».

«Что со мной, зачем оперировать?» — превозмогая боль, спросила Валентина.

«Ногу… ногу будет… резать надо… там кость раздроблена, гангрена может… ты же сама медик, все знаешь», — бормотание коллеги переросло в тихий шепот, но этот негромкий голос пронзительной сиреной ворвался в Валину голову.

«Как ногу? Зачем?» — попыталась она приподняться, но в изнеможении упала обратно, обреченно закрыв глаза.

Орден за мужество

Наркоза не было. Дали полстакана спирта и начали операцию. Что пережила она, молоденькая девушка, которой врачи пилили раздробленную ногу? Как, откуда силы брались у таких вот маленьких хрупких девочек, которые на фронте проявляли нечеловеческое мужество? Все стерпела, смогла пережить и страшную боль, и тяжелый период восстановления. Даже мысли не было о том, чтоб жалеть себя, опустив руки и голову. Напротив, выросла, как-то возмужала, крепче стала и серьезней. За проявленное на фронте мужество Валентина была награждена орденом Боевого Красного Знамени и медалью «За отвагу». К орденам и наградам девушка всю жизнь будет равнодушна. Орден за мужество? Да она ничего такого не совершила, считала Валя. О войне думать не хотелось, мечтала о будущем: закончить медицинский, найти хорошего парня, такого, чтоб как за каменной стеной… Оказывается, жил такой парнишка недалеко, звали его Моисеем.

«Две дороги навсегда в одну сплелись…»

Они встретились в больнице, где Валентина, после окончания в 1950 году Ростовского медицинского института, работала врачом-невропатологом. Моисей пришел туда оформлять санаторно-курортную карту, путевка была положена ему как инвалиду (был тяжело ранен в боях на Северо-Кавказском фронте). Валечка понравилась ему сразу — он понял, что неудержимо тянется к этой улыбчивой красавице с певучим голосом и лукавыми глазами. Более не схожих людей трудно было сыскать: лед и пламень, земля и небо. Он — надежный уравновешенный интеллектуал, она — шустрая, энергичная, взрывная…

… Семью они создали крепкую — прожили вместе 41 год. Все было в их жизни так, как нужно, точнее, как хотелось им самим. Потому что такие сильные люди любые жизненные трудности могут преодолеть, ничто их не сломит, ведь они — ПОБЕДИТЕЛИ.

Лилия Шептухова Газета «Донецкий рабочий»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *