Антонина Дмитриевна Дзюба

 

(1937)

Антонина Дмитриевна Дзюба родилась в г. Анапа Краснодарского края. В первый день, 22 июня 1941 года, начавшейся Великой Отечественной войны четверо детей и жена Феодосия Павловна, провожали отца и мужа на фронт. Тревога, хаос постоянные немецкие бомбежки и голодное существование заставили покинуть обжитое место в Анапе. Особенно ожесточенно бомбили немцы пристань, с которой шла отправка советских солдат на фронт. Беженцев из города, было великое множество. Их сначала грузили на машины, везли до Новороссийска, а там все перегружались в битком набитые теплушки, в которых с величайшим трудом добрались они до Зимовников, где жила мать отца. Поселились в землянке у бабушки, а вскоре у Феодосии Павловны родилась еще двойня, детей стало шестеро.

Жизнь в Зимовниках не показалась раем. Мать большого семейства работала в военном госпитале школы №1. Бабушка ушла от них жить к знакомой, слишком хлопотно было жить в таком беспокойном, требующем постоянного внимания, обществе. Теперь они жили сами. Жили трудно. Когда начали сильно бомбить Зимовники, мать была дома, чтобы не убили порознь детей в одном месте, а ее в другом. Когда в Зимовники вошли немцы, а было это под осень 1942 года, они заехали прямо во двор большой семьи Феодосии Павловны. По хозяйски разгрузились и стали жить в землянке, а мать с детьми в подвале. Немцы жили на широкую ногу, часто пировали, потом уехали. Однажды к ним во двор пришел человек в гражданском, он попросил его спрятать. Жил с ними в землянке, если бомбили прятались в подвал. Неожиданно в дом вошли немцы с автоматами, старших детей сняли с печки, грудничков взяли на руки мать и старшая сестра – всех выстроили в ряд. Задали только один вопрос: «Есть ли у вас партизаны?» Они в один голос,- нет. Кивком головы, немец задавший вопрос, приказал другому обыскать дом. Мать сказала детям,- Нам все. Тот вошел в дом, подошел к лежанке, где спрятался пришелец, посмотрел на него, вышел на улицу и на вопросительный взгляд старшего, ответил, — никого нет,- и ушли. Наверно спас Бог.

Бомбежки Зимовников не прекращались до самого освобождения поселка. Баба Анюта, соседка, на подвал положила рядно, а на него поставила маленький легкий стол. Немцы зашли сначала в дом, все там перевернули, потом убрали этот столик открыли подвал, а потом, увидев детей и мать, скомандовали- Выходи! Первой вышла мать с младенцами, а потом стали выходить все остальные. Немцы посмотрели в подвал, покачали головой и показали,- назад. А там, в большой бочке, сидел наш разведчик, забросанный тряпьем. Еще раз пронесло. Этот разведчик, уходя, сказал,- все, теперь немцев будем гнать отсюда. Война скоро закончится, если останусь жив найду вас и отблагодарю. Он переоделся в свою военную форму и ушел навсегда. Отец на фронте пропал без вести. Мать, Феодосия Павловна, долгие годы скиталась с детьми по чужим углам. А когда старшую Марию перевели работать стрелочницей на разъезд «Амта», там же им дали квартиру в ж/д казарме. Школа, куда пошли дети, была в хуторе Грушевка. Четыре километра туда и четыре обратно шли дети в разные смены: Зина в четвертый класс, а маленькая первоклассница Тоня, возвращалась со школы затемно. Она и сейчас помнит свою первую учительницу Ксению Андреевну умную, строгую и очень требовательную.

И только Алла училась в Зимовниках. Она одна из всех шестерых детей, смогла закончить десять классов, благодаря денежной помощи государства за без вести пропавшего отца. И только спустя три года, квартира данная железнодорожной администрацией в Зимовниках, собрала большую, дружную, пережившую все тяготы войны семью, за одним столом.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *