06.03. 1933
Ростовская обл.
Аксайский район
Станица Грушевская
Воспоминание «Дети войны»
Данилова (Лукьянова) Зоя Яковлевна родилась в 1933 году в станице Грушевской Аксайского района. Ростовской области.
До войны окончила два класса. Когда пришли немцы в станицу, мне было десять лет, но детская память цепкая и я помню многие эпизоды военного времени. Немцы появились в станице на мотоциклах, это была разведка, они пролетели по центральной улице и повернули на нашу улицу Набережную, они так летели, что не заметили противотанкового рва и на скорости в него влетели, а мы, дети наблюдал, как их мотоциклы летели вверх колесами, увидев эту картину, мы смеялись от души, так как немцы были перепуганы, все в пыли, во рту земля, автоматы отлетели в сторону. Но опомнившись, они взяли за волосы двух женщин, мою маму и соседку тетю Мотю и потащили их, показывая жестами, что бы те вытолкали их мотоциклы. Женщины вытолкали их мотоциклы, и они уехали. Через некоторое время появилась целая колонна мотоциклистов, но те уже ехали поспокойнее. Немцы пришли в станицу в феврале 1943 года, боевых действий на территории станицы не было, но немцы вели себя нагло, а еще наглее вели себя румыны. И те и другие отбирали продукты питания у населения, угрожали, унижали людей.
У нас был большой сад и в этом саду стоял обоз наших солдат и один молодой лейтенант был тяжело ранен и на наших глазах умирал, мы просили командира, чтобы нам дали его похоронить, но его увезли с обозом. Немцы очень боялись, чтобы их не отравили, поэтому возле каждого колодца стоял часовой, а на ночь их закрывали крышками.
Молоко они пили после того, как кто-то из нас детей попробует его первым, тогда они забирали ведро с молоком и уносили его к себе в комендатуру. Помню такой случай. У нас в сарае сидела на яйцах квочка, через несколько дней должны появится цыплята, а тут пришли немцы за очередными продуктами и взяли эту квочку и яйца. Квочку они конечно съели, а когда начали варить яйца, то обнаружили там зародыши цыплят, злые они пришли к нам во двор схватили маму за грудки и потащили на яр расстреливать, а мы вцепились за юбку и следом. Мама пыталась объяснить им, что зачем они взяли яйца, ведь скоро должны появиться «ко-ко» то есть цыплята.
Пожилой немец увидев эту картину — спрашивает у мамы — « Сколько киндер» мама показала 7 детей, подумав, показал знак, что у него тоже есть дети и их 6 человек, и расстрел отменил, но все время спрашивал, где твой муж- партизан, нет, нет он умер.. тиф. тиф. Мама и нас предупредила, что наш папа умер от тифа. На самом деле у папы была « Бронь» и он сохранял колхозное стадо в займищах, чтобы немцы не угнали в Германию. После войны учиться мне не пришлось семья была большая и нужно было помогать родителям.
Я работала в колхозе помощницей кухарки, хотя мне тогда было всего 12 лет, затем работала в полеводстве, пропалывали кукурузу, подсолнечник, овощи, затем работала в Новочеркасске, грузчицей, 18 лет проработала в пассажирском предприятии, 7 лет из них оператором мойки. Военное время помню очень хорошо, все его тяготы и трудности, с которыми, мы дети, сталкивались каждый день.