Харитина Ивановна Шевченко


Харитина Ивановна гостей не ждала, но и без дела не сидела: несмотря на оставшиеся за плечами восемь десятков лет, суетилась по хате, торопко переворачивала сдобные и румяные пышки.

— Что? Из газеты? Да я негра​мотная и в жизни ничего добро​го не видала, — старушка пустилась в разговор, будто со старыми знакомыми.

— Вот живу одна в просторном флигеле, чего им, молодым, неймется, норовят отойти от стариков. А в этих до​мах кто останется? Вну​ков-то бабка встретила бы, покормила, присмот​рела. Родители ж на рабо​те. Сваха моя про внучонка надысь сказыва​ла: привезли дитя мать с отцом, а он давай ее обцеловывать да слюнявить — рад, стало быть, малец бабке.

Харитина Ивановна Шевченко — золотаревская старожилка, казач​ка. Сама из многодетной семьи, сызмальства к труду приученная, ли​хом и горем крещенная, многого от нынешней жизни не требует.

Сколько на свете прожи​ла, а кроме обид и уни​жений не испытывала ничего. Разве дети, вну​ки да правнуки — светлые пятна в ее судьбе. Двоим сыновьям родной матерью была, Пете — мачехой. Капризным рос мальчик (сын второго мужа). Ничего, кроме молока, в рот не брал — жили тогда далеко от донского хутора супруги Шевченко, в голодном астраханском краю. Кругом — чужие люди, копейки нигде не займешь, коль своей нету, вот и приходилось последнее, что за душой было, менять парниш​ке на молоко.

— Сирот жалко, но и мачех не осуждаю никогда, нелегкое это дело чужое дите поднимать.

Харитина Ивановна говорила быстро и убедительно, иной раз поглядывала в святой угол, об​ращаясь к иконе:»Прости меня, Господи, грешную. «В Бога ве​рит, хоть и не избалована судь​бой, а все ж благодаря ему, Всевышнему, жива да цела, на своих ногах в таком-то возра​сте. Заступника своего, Госпо​да Бога, в обиду не дает. Спросил как-то брат Харитину: «Ну где он, твой Бог, ты его видела?» «Недостойны мы, греш​ные, его видеть», — отбрила бо​гохульника.

И как бы в доказательство своей правоты обязательно под​крепит веру в сверхестественные силы случаем из своей жизни.

— В нашу пору врачей не было, свои хуторские бабчить ходили. Идёт такая к роженице и в окна всем заглядывает, что она там ищет — никому невдомёк, а ей ведомо, стало быть. У одной приняла малыша и наказала строго-настрого семье: закройте все колодцы, опасность в них поджидает пацана. Берегли они его пуще глаза, на замке срубы держали, так мальчонка на крышке колодезной помер. Это значит, какая тебе судьба наречена Богом, такой и надо принимать.

Рядом с иконами — фотографии род​ных, детей. «Это Володечка мой, а это Саша». Портреты обоих мужей, обоих Федоров. Один сложил голову под Сталинградом, с другим жизнь не сло​жилась. Пугал он Харитину своим не​путевым характером, все бы ему аферу какую провернуть. Бывало, скажет:»Христя, давай хлеба бричку при​везу ночью». Цыкнет на него жена: «Ты в своем уме? Вон Мякотиха уви​дит, враз донесет, в тюрьму угодишь.» Задумку свою Федор не оставил, домой нельзя, так людям продавал воро​ванное, на чем и попался.

Сама чужого не брала Харитина и на людскую совесть во всем полагалась. Справедливая была до тошноты и ра​ботящая. В отпуск сроду не ходила, ру​ководству, если что не так, не молчала, напрямик высказывала недовольство. Хитрили колхозные начальники, боль​ше нормы народу не писали трудодни. Люди бы еще работали и работали, ан нет. Да хоть бы легкой была та работа. С зари до зари в ноле на заготовке кор​ма, потом бегом на ферму. А кукурузу вручную поливали. А стога какие вер​шили, глянешь вверх — голова закру​жится. Залезут бабы на скирду, как подумаешь слезать — хоть от обеда от​казывайся. Зерно в поле хранили. Соломой обкладут ячмень или пшеничку, и зимует себе хлебушек без риска быть украденным, хоть и был у колхозников скудный стол.

— Лепешек из колюки напечешь, в кислое молоко опустишь — они почернееют, глядеть страшно, не то, чтобы есть, — вспоминает Харитина Иванов​на. — Жили, не дай. Бог, кому из вас, молодых, повторить. Ишачили добре. Вот хоть бы папаша наш, Иван Егорович Шамшев. Взялись его раскулачивать: худобу имеет — две пары быков, коней, другую живность — кулак значит. Да какой же он кулак, если сам спины не разгибал, рубаху латаную да сапоги обрезанные имел. Какой же он кулак, ежели в колхоз засобирался, ре​шил всю чисто скотину сдать, мол, без нее не бывать хозяйству. Помню, было тогда у нас два колхоза — казачий и му​жичий, так мы просили папашу в му​жичий подаваться, люди там помягче были да попонятливее. Добрый был наш папаша — и цыган, и бедных примоловал, со всеми делился. Был бы жив отец, легче было бы его семье, а то ведь все больше ба​бам да ребятишкам доставалось: по​садят Харитинины мальчишки бабушку Пелагею Тихоновну в ко​ляску и тарахтят с поклажей к само​му Салу. Там у них капуста высажена, лунок 300, а то 400. К ве​черу докладывают еле живые паца​ны:» Мамка, нонче по казану в каждую вылили». А бывало, по два. Станет тяжелеть кочан, наладят во​ровать капусту ночные разбойники, отправляются тогда ребята караулить урожаи.

— Сами боялись, кобеля с собой брали, — все до мелочей помнит Харитина Ивановна. Особенно если начнет срав​нивать нынешнюю жизнь с теми, дале​кими годами своей молодости. — Горя, слез, лишений было больше, а умел народ душу повеселить хорошей пес​ней, пляской до упаду. Выйди на зава​линку, обязательно услышишь чьи-то голоса, а нынче даже на свадьбах не поют. Хлеб в ту пору чуть не кровью давался, а разве ж цена ему была та​кой, как нынче,»совсем посказились», скажет сердито Харитина Ивановна про тех, кто смутил наше время, поста​вил все с ног на голову. На себя немного поворчит старуха, что первый раз в жизни не сажала этой весной картошку, силы не те. Жди теперь, когда готовое принесут. Это ж разве дело? Поворчит-поханд​рит и останется довольной: тепло в ха​те, уголек — не «перекати поле», горит славно, дети, внуки рядом. И не доку​чают, и не забывают. Вот пышечками к вечеру побалует всякого, кто появит​ся на пороге. Поделилась и с нами ре​цептом: » Чайную ложку соды, сахарку, уксуса капни, простоквашки кружку — хороши будут пышки».

Ну вот, Харитина Ивановна, совсем не хотела посвящать газетчиков в свою судьбу. Судьбу, достойную бла​годарности потомков. Это вы, ваше по​коление, заботливое, строгое, нежное, в хлопотах о детях создавали какую-то особенную атмосферу, позволявшую выжить несмотря ни на что. Еще и се​бя сохраняли, не позволяя опуститься и растеряться в этом мрачном, полном безнадёжности безисходности мире. Ради нашего состоявшегося будущего.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *