О Марии и Фёдоре
Она — родилась в крестьянской земле и жила в небольшом хуторке Бакай Чертковского района. Донские степи да вольный ветер подарили ей свободолюбивый и сильный характер.
Он – парень из Рязанщины. В неизвестном тогда ещё для неё селе Катино Скопинского района рос и набирался сил, как все юноши того времени, сдавал нормы ГТО («Готов к труду и обороне!»). Когда пришёл срок, призвали в ряды Красной Армии.
В начале Великой Отечественной войны – она механизатор в родном колхозе. Ещё с 1939 года работала на тракторе (в то время был такой призыв – женщины овладевали техникой). У неё работа спорилась. Вот правление колхоза и направило её в 1940 году на специальные курсы комбайнёров. Потом девчата приняли её в свою женскую бригаду.
А он в начале войны 1941-1945 г.г. – рядовой 28-го гвардейского артиллерийского полка.
После войны она продолжает выращивать хлеб в своём колхозе. Её уважают на родной земле. Скромный, но добросовестный труд Марии Сергеевны Маджугиной после той страшной войны оценён медалями и грамотами. Ко Дню Победы в 1999 году её портрет помещён на одной странице рядом с фотографиями Героев Советского Союза, наших земляков. По-особому дороги ей медали «За доблестной труд в Великой Отечественной войне» и юбилейные «За Победу над Германией».
А о нём есть целая статья в Большой Советской Энциклопедии: Фёдор Андрианович Полетаев (партизанский псевдоним ПОЭТАН). Летом 1942 г. со своей частью, оказавшись во вражеском окружении, был взят в плен, находился в немецко-фашистских концентрационных лагерях в Вязьме, затем в Польше, Югославии, Италии. Летом 1944 г. с помощью итальянских коммунистов бежал из фашистского лагеря близ Генуи и вступил в партизанский батальон. Геройски погиб в бою с немецко-фашистскими захватчиками. Награжден высшей военной наградой Италии — Золотой медалью за военную доблесть (посмертно)».
Но тогда, в июне 1942 года Мария не знала ничего об этом, да и не могла знать. Их встреча произошла задолго до того, как Ф.А. Полетаев стал Героем Советского Союза (посмертно) и национальным героем Италии. О нём рассказывали центральные газеты, написано в книгах и мемуарах.
Как Фёдор оказался в нашем хуторе, рассказали в документальной повести В. Башков и А. Жаднов. В июле 1942 года у хутора Бакай бойцы 9-й гвардейской стрелковой дивизии под командованием Михаила Злобина вели неравный бой с немецкими танками. Дважды бронебойные снаряды Полетаева попадали прямо в цель. До вечера Фёдор один на один отразил ещё две атаки фашистов. Но в бой вступила авиация. Фугасная бомба, оторвавшись от «юнкерса», стремительно понеслась вниз. Более он ничего уже не видел и не помнил. Очнулся в небольшом крестьянском домике, совсем таком же, как на родной Рязанщине.
А как Фёдор стал частью судьбы Маджугиных, знают об этом её родные и близкие, да сослуживцы Полетаева, которые, как и он, обязаны спасением ей – Марии, её брату Петру и сестре Екатерине. Долго ещё после войны в их дом приходили весточки от бойцов, оставшихся в живых, от их родственников. Эти письма и поведали о судьбе Фёдора.
Авторы повести не знали, кто же помог Полетаеву выжить в том маленьком хуторе, занятом фашистами. В 1973 году наша районная газета обратилась к жителям с просьбой сообщить, если что известно об этом факте, мы и узнали всю эту историю. Это Мария с родственниками, рискуя жизнью, ухаживала за Фёдором и его ранеными товарищами. Их было четверо. Помогали и тем, кто прятался в пустом домике за речкой. А когда бойцы окрепли, снарядили их в дорогу, сражаться с захватчиками.