Кракашова Антонина Петровна

 

(1923)

Встречи- расставания… Пожалуй, вся наша жизнь состоит из них. А еще: воспоминания… Мир образов, близких и далеких, мир прежних переживаний, давным-давно забытых и все еще волнующих событий. Библиотека — одно из мест, где эти события тесно связаны между собой, где сами люди как принято говорить «живые свидетели истории».

Таким человеком для многих из нас, работающих в Центральной городской детской библиотеке, стала Антонина Петровна Кракашова. Каждая встреча — это долгие интереснейшие беседы. Часто Антонину Петровну просят рассказать о годах войны, она переживает, едва ли не больше, чем тогда, на фронте. Но время идет и все реже у нее хватает сил приехать к нам в гости. И уже библиотекари пересказывают ее биографию детям, ведь это еще и часть истории нашей библиотеки. Зная это, Антонина Петровна, как истинный библиотекарь принесла нам свою автобиографию… Эти заметки мы храним в своем музее, чтобы не забывать какие люди работают и живут рядом. От себя добавим, что А. П. Кракашова за боевые заслуги в годы Великой Отечественной войны награждена орденом Красной Звезды и тремя медалями.

Моя жизнь и библиотека.

Никогда не думала, что стану библиотекарем. Читателем, правда, была всегда. В классе 6-ом или 7-ом в сочинении «Кем я хочу быть» написала – «учителем – инженером человеческих душ». В слове «инженер» допустила ошибку, написала через «и». Учитель русского языка и литературы Сергей Иванович часто напоминал об этом, особенно, когда вызывал к доске.

Мечта моя осуществилась. Закончила учительский институт. Получила специальность учителя русского языка и литературы, но работать не пришлось. Война… Как и многие сверстницы ушла на фронт, не по призыву, а по зову сердца. Сначала служила в истребительном батальоне санинструктором. Потом в составе 3-ей Гвардейской стрелковой дивизии прошла военными дорогами до Победы. Принимала участие в освобождении Ростовской области, Украины, Крыма, Прибалтики, Восточной Пруссии. Почтальон батальона, связная дивизионной роты связи, писарь отдела кадров штаба дивизии – это мой послужной список.

8 августа 1945 года в записной книжке записала:

«И вот мы снова у стен Ростова

В отцовском дорогом краю».

9 августа снялась с воинского учёта и сразу отправилась на поиски работы. В ГорОНО сказали, что в школах мест нет, посоветовали зайти в конце августа. Зашла, сказали, что вакансий нет.

Заведующий ГорОНО Калинин Вениамин Александрович (отец писателя) предложил работу в детской библиотеке. Согласилась.

На работу приняли с условием, что я получу специальное образование.

5 сентября 1945 года была зачислена в штат библиотеки на должность заведующей читальным залом.

Библиотеку хорошо знала, как читатель. Работу же библиотекаря представляла лёгкой и простой, что в последствии оказалось ошибочным. Штат детской библиотеки небольшой. Работники были очень доброжелательные. Лидия Ивановна Шишова, Лидия Николаевна Тимофеева – женщины пожилые (они стали взрослыми ещё до революции). Кстати, Лидия Ивановна на балах в офицерском собрании получала призы за красоту.

Заведовала библиотекой Таисия Петровна Боброва. Фонд читального зала мне передавала молодая девушка Мария Михайловна Смоленская. Я по незнанию, а она по легкомыслию, написали Акт о наличии книг не сверив с инвентарём. Мне казалось, что книги не могут пропадать. Когда в 1947 году обнаружилась недостача, пришлось нам обеим заплатить по 150 рублей.

Условия в библиотеке в то время были далеко не комфортные. Отапливалась библиотека углём. Часто было так холодно, что чернила в чернильницах замерзали. Читатели, а их всегда было очень много, сидели в одежде. Столов и стульев не хватало, так читатели сидели на подоконниках, на ступеньках у двери, которая вела во двор.

Библиотека обслуживала читателей с 1-го по 8-ой класс. Помещений было всего 2 (абонемент и читальный зал).

Постепенно обслуживание читателей совершенствовалось. За счёт дополнительных помещений были выделены отделы обслуживания читателей 1-4 и 5-8 классов с абонементами и читальными залами. Обслуживание читателей 9-10 классов было передано в отдел «Юность» библиотеки им. А.С. Пушкина.

В 1951 году на заведование библиотекой была назначена Мельникова Эмилия Федотовна, человек требовательный, знающий дело.

Работа библиотеки не ограничивалась только выдачей книг. Проводились различные массовые мероприятия: читательские конференции, обзоры литературы, литературные викторины, беседы, встречи с литераторами и др. Была налажена тесная связь с учителями школ.

Перед читателями часто выступали члены городской литературной группы: Жарская Н., Сердюков В.И., Лукичёва Ф., Власов И.В., Старцев В.; а также писатели Жак В., Изюмский, Немцов В. и др.

Приглашали в библиотеку учёных, которые рассказывали детям об открытиях, изобретениях.

Нужно сказать, что школьники охотно присутствовали на мероприятиях, проводимых в библиотеке. Наверное, потому что не было телевизоров, компьютеров, и дети шли в библиотеку. Посещаемость была огромная. На абонементе всегда очереди стояли, читальный зал был переполнен. Фонды были закрытыми. Библиотекари целый день ходили от прилавка (стол выдачи) к стеллажам, приносили требуемые или рекомендуемые книги. В известной мере это способствовало и утрате книг.

Однажды отец читателя Гордеева принёс не один десяток библиотечных книг, унесённых сыном. Сын старался всегда приходить за книгами, когда на обслуживании была Лидия Ивановна. Она человек добрый, на его запрос приносила несколько книг. Он просматривал и просил принести ещё на какую-нибудь тему. Пока она подбирала и приносила ему просимое, часть из ранее принесенного он припрятывал. Таким образом, и накопилось у него часть библиотечных книг. Это хорошо, что родители следили за сыном, контролировали не только школьные занятия, но и посещения библиотеки.

Когда открыли фонды для читателей, стало полегче, но следить приходилось. Для информации читателей о новых книгах организовывались выставки: тематические, посвящённые творчеству писателей или каким-то датам; в помощь техническому творчеству и др.

За время работы в библиотеке, я ни разу не пожалела, что согласилась стать библиотекарем. Получила библиотечное образование. Всегда помнила слова одного из преподавателей библиотечного техникума: «Запомните, библиотекари — самые умные люди. Они многого не знают, но они знают, где это многое найти».

За время работы в библиотеке пришлось исполнять разные должности: зав. читальным залом, зав. абонементом, зав. отделом обслуживания читателей 1-4 класс, зав. отделом обслуживания читателей 5-8 классов, методист. И всегда находила удовлетворение от общения с любознательными, активными детьми. Считаю, что эти любознательные школьники впоследствии стали хорошими специалистами в разных областях: В. Митина (Ремезова), В. Калиниченко, В. Буняева, И. Дукмасов, В. Лачин – преподаватели НПИ и НИМИ; П. Захаров — журналист; В. Дьяченко, К Шутенко – музыканты; В.Ю. Бунин – историк, партийный деятель, директор техникума; Ю. Гайвоненко – преподаватель школы; А. Сморгунский – работник музея, лектор планетария; Г. Рвачёва, А. Клименко, Н. Чиркова, С. Жарская – библиотекари.

Своё влияние оказала на выбор профессии дочери, которая почти 40 лет работает в библиотеке (детской, НИМИ, НПИ). Внучка получила высшее библиотечное образование, но в библиотеке из-за низкой зарплаты работала недолго.

Я, уйдя на пенсию, короткое время работала учителем в 12 и 14 школах. Таким образом, в какой-то мере осуществилась моя детская мечта.

Кракашова Антонина Петровна

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *