Людмила Павловна Головина

 (1935 — 2012)

Людмила Павловна Головина родилась 30 июля 1935 года. Отец в ее памяти остался, красивым, щедрым, любящим и добрым. Работал он токарем в организации » Макеев уголь» Зимовниковского района. Скитаясь по квартирам с семьей, мечтал о своем доме. В 1935 году по первому глубокому снегу на полозьях из больших бревен его друзья привезли из Дубовки в Зимовники лошадьми деревянный флигель и установили его недалеко от новой школы № 1. 9 июля 1941 года семья, в которой было трое детей, провожала отца на фронт. Они стояли с мамой и долго смотрели вслед уходящему поезду, который увозил отца навсегда. Спустя много лет они узнали, что этот поезд отправился в Тихорецк. Там формировалась 47- кавалерийская Кубанская дивизия, которой командовал генерал — майор А.Н. Сидельников. Вновь сформированная дивизия была отправлена на фронт в Белоруссию. Ока Иванович Городовиков получил личное указание И.В. Сталина на организацию рейда кавалерийских дивизий: 32 Крымской (кадровой), 43 Донской и 47 Кубанской в тыл Могилево — Смоленской группировки врага. 23 июля 1941 года, на рассвете, все три дивизии сходу форсировали реку Птичь в 10- 12 км от передовой и двинулись по лесным дорогам в направлении Глуска, Старых дорог, Осиповичей Бобруйска. Два письма получила Евдокия Александровна с детьми от мужа, одно с дороги, другое с фронта. На этом связь с ним прекратилась навсегда.

Людмила Павловна помнит, как летом 1942 года в центре Зимовников появился немецкий самолет и сбросил первые бомбы. Первую помощь раненым оказывала медсестра Ксения Никитична Дроздова (Коновалова), которая в августе 1942 года вступила в отряд Ефрема Феодосиевича Макарчука, командира 302 стрелковой дивизии, и со своим трехлетним сыном Женей прошла весь боевой путь, который закончился демобилизацией в декабре 1945 года, после победы над Японией. Немцы продолжали бомбить Зимовники. Однажды бомба попала в цистерну с бензином. Стали взрываться и другие цистерны. Пламя так полыхнуло над поселком, что казалось горело и небо. Было страшно, жарко и душно. Люди в ужасе бежали в степь. При налете бомбардировщиков вся семья пряталась в погребе. А потом Людмилу Павловну забрала тетя в х.»Красный Чабан», надеясь, что там будет тихо и спокойно, но ошиблась. Однажды, ко двору, в котором стала жить Людмила подъехала немецкая машина. Два немца с автоматами вошли в калитку. Один пошел в сарай. Он выгнал из сарая трех гусей и две овцы, а второй вошел в комнату и стал забирать все, что видел. Вдруг заблеяла овца, ягненок, спавший за печкой выскочил к ней. Людмила выскочила схватила ягненка и закричала: «Не дам!» Немец, не снимая автомата, выстрелил в нее и она упала.

Когда очнулась, немцев уже не было, к радости всех, пуля попала в дверной косяк. Ужас пережитый в «Красном Чабане «остался отметиной на всю жизнь. Немцы сбросили в колодец с питьевой водой раненых, но еще живых румынских солдат. Стон стоял душераздирающий, а потом заставили женщин и стариков этот колодец засыпать, а убитых на поле боя румын собрать и похоронить. Поздним зимним вечером было видно зарево вблизи горизонта со стороны Зимовников. Это бьют «Катюши»,- говорили старики. Когда освободили Зимовники, она вернулась домой. В школе №1 еще был госпиталь.

В ноябре 1943 года они узнали о без вести пропавшем отце и решили, раз не убит значит надо ждать. Чтобы как-то выжить с детьми и не умереть с голода Евдокия Александровна по направлению Районо уезжает работать учителем в Ильичевскую начальную школу. В этот период жизни Людмила Павловна вместе с хуторскими ребятами для колхоза собирала колоски и полола осот. Ребята научили ее аккуратно снимать с сусликов шкурки, а их мясо жарить на костре, собирали грибы, ели катран, степной чеснок, крапиву . Жить стало легче. Голод отступил.

После победы стали возвращаться с фронта солдаты. С обгоревшим до неузнаваемости лицом вернулся в х. Ильичев Николай Петрович Дроздов, Василий Токарев пришел без ноги, вернулся Василий Чалапов, дошедший до Берлина, потом его старший сын Иван. Дети Евдокии Александровны каждый вечер брались за руки и шли далеко по дороге встречать папу. Приходили вместо солдат похоронки или извещения, что пропал без вести.

В 1947 году Людмила Павловна училась в Зимовниковской школе №1. жила на квартире у двоюродного брата мамы Демина Петра Андреевича. Он был ранен на фронте, в школе преподавал математику, много лет был завучем. Директор Виталий Трофимович Федоров возрождал школу. Занятия шли, а после занятий и в выходные дни делали ремонт. Окна освобождали от самана, вставляли стекла, мыли их, белили стены. Рабочие очищали школьный двор от осколков, кирпича, битого стекла, гильз, военного грязного снаряжения: шинелей, фуфаек, одеял, грязных бинтов, сапог, ботинок, госпитального скарба. Людмила Павловна с разрешения директора школы стала помогать лаборанту биологического кабинета Людмиле Петровне Аносовой. Каждую субботу она шла к маме в х. Ильичев пешком, а в воскресенье возвращалась.

Летом 1948 года Людмила Павловна с мамой, сестрой и братом переехали в Зимовники. С величайшим трудом, в основном своими силами, они построили дом, учились, работали. Жизнь шла своим чередом.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *