Участница Великой Отечественной войны, ветерану труда Варвара Ивановна Кислица родилась 11 декабря 1921 года. 2002, в возрасте 81 года её не стало.
Этот материал был опубликован в районной газете «Ленинская трибуна» в канун 60-летнего юбилея участницы войны – в 1981 году, и сейчас, 36 лет спустя, я будто снова переживаю моменты той теплой и доверительной беседы.
В. Лузько (Юрицына), член Союза журналистов России. 2017 г.
Фронтовая сестра
…Детский пронзительный плач прорезал напряженную тишину! Первый! Первый ребенок принятый молодым, неопытным фельдшером Варей. Маленький мальчик в её руках – радость матери и – ее тоже.
…Она лишь вчера приехала по направлению Таганрогской фельдшерско-акушерской школы в Юловский конный завод, и в первую же ночь пришлось принимать роды.
Это было осенью 1940 года. Варе – двадцать лет. Быстро втянулась она в работу – дело ведь любимое, со школьной скамьи мечтала стать медсестрой. Прошла зима, началась весна. Вместе со своей подругой Ольгой они уже планировали летний отдых, но жизнь распорядилась по-своему: в роковое воскресенье 22 июня 1941 года прогремел первый взрыв на советской землей, а 23 июня девушки надели военную форму.
Жизнь с детства не баловала Варвару. Четырнадцать лет ей было, когда умерла мать. Осталась девочка с четырьмя младшими братьями и сестрами на руках. Отец круглые сутки на работе – он был председателем колхоза, а Варя – с детьми.
И вот – юность, которую затмила война. И все молодые медики — товарищи Вали – В. Жемчужникова, Т. Перепелица, М. Овчаренко – встали с санитарными сумками в солдатский строй. Попала Варвара в полевой госпиталь. Тяжелые дороги у Москвы — Вязьма, Смоленск, Волоколамск… 21 день тревог и переживаний за судьбу сердца страны – столицу. Постоянно поступали в госпиталь защитники Москвы. Зимой, при жестоких морозах, не одну сотню бойцов надо было накормить, перевязать, обогреть. И все это ложилось на хрупкие плечи девушек.
Варвара Ивановна, переживая давно минувшие дни, в мыслях вновь была в тех тревожных днях конца зимы сорок первого среди товарищей:
— После одержанной победы под Москвой я получила первую свою награду, — рассказывает она. — Это был значок «Отличник санитарной службы.
Дни и ночи войны… Всего двадцать один год был Варе, когда она выступила в роли наставницы: ее поставили старшей медсестрой к трем юным санитаркам. Сначала испугалась: что же она будет делать с этими девчонками, которым едва исполнилось восемнадцать, которые еще не знают лекарств, не имеют правильно сделать перевязку? Но время не ждало – раненые поступали день и ночь. Обучать девушек приходилось на ходу, 2-3 часа в сутки – сон.
— Самым тяжелым для меня стал весенний день 1943 года, — продолжает бывшая медсестра. – Мы остановились в Вязьме. Госпиталь расположился в старой церквушке, а по соседству, в школе – наши товарищи: второй полевой госпиталь, с которым мы держали постоянную связь.. Стоял солнечный день. По-весеннему пахло распустившимися почками. Ничего не предвещало тревоги, но вдруг кресты фашистских самолетов пересекли небо. Взрыв, битый кирпич, столб дыма и пыли… Весь состав госпиталя погиб. Там были две мои близкие подруги…
За окном стучал дождь. Варвара Ивановна даже не заметила, что, удобно устроившись в уголке кровати, широко раскрыв серые глаза, ее давно слушает внук – мальчик 3-4 лет.
— Бабушка, расскажи. Как ты ехала на поезде далеко-далеко, — просит малыш.
Бабушка, улыбнувшись, продолжала рассказ. О событиях на Дальнем Востоке, в которых она тоже участвовала, об их неожиданном перебросе к Японии.
Она почти все годы войны была плечом к плечу со своим будущим мужем – военным водителем Иваном Афанасьевичем Кислицей. Рассматривает внук награды своей бабушки – медали «За оборону Москвы», «За оборону Советского Заполярья», «За победу над Японией», «За победу над Германией».
После войны вернулась Валентина Ивановна в Целину. Пришел живым и невредимым Иван Афанасьевич. В 1946 году появилась семья Варвары и Ивана Кислица. А через некоторое время огласился небольшой дом молодой семьи звонкими детскими голосами. Мирная жизнь, которую отстояли супруги, наступила на родной земле. Мальчика и двух девочек растили бывшие военные медсестра и шофер. И сейчас не утихают в их доме детские голоса – четверо внуков у ветеранов войны.
В последние дни частенько посматривает в окно Варвара Ивановна – не приехали ли ее дети? Не забывают они мать, часто собираются тесным кругом в родительском доме три молодые семьи.
Из города Надым ждут старшего сына – инженера авиации. А из Волгодонска – дочерей Наташу – инженера-химика и Таню – товароведа.
— А это Танюшин первенький, — гладит по светлой голове внука Варвара Ивановна. – Непоседливый мальчишка, пошаливает, — и пригрозила пальцем, когда тот в погоне за сибирским котом, шлепнулся посреди комнаты.
Дома знают В.И. Кислицу заботливой хозяйкой, человеком, постоянно создающим тепло и уют. На работе – трудолюбивым, отзывчивым человеком. К боевым наградам прибавились трудовые. Шесть лет назад ей вручили медаль «Ветеран труда». Несколько лет подряд Валентина Ивановна с честью носит почетное звание «Ударник коммунистического труда».
Сейчас она на заслуженном отдыхе, но с любимой работой расстаться не может – любит свой коллектив, своих маленьких пациентов: она медсестра в детском отделении больницы. И Иван Афанасьевич не прекращает своей трудовой деятельности – работает на элеваторе.
Живут в рабочем поселке скромные советские люди. Не все целинцы знают, какая богатая биография в их прошлом – биография жизни, посвященной людям, Родине.