Любовь Михайлова Самохина

 

Многодетную семью казака Владимира Самохина из хутора Кудинова знают и помнят многие:

шестеро детей росли родителям на радость. В большом казачьем курене стояли одни кровати, но дети

спали «повалкой» на полу. Люба, как старшая, рассказывала сказки на ночь, а младшие любили ее

слушать, часто засыпая под тихий голосок любимой сестрички.

В школе училась легко. Каждое лето подрабатывала в колхозе, помогала родителям, зарабатывала

для семьи деньги, пусть и небольшие. В этой семье, сидеть без дела, было не принято, все обязанности по дому были распределены. Конечно, старшим, доставалось больше забот, но и младшие помогали, кто как мог. После окончания семилетки осталась работать в колхозе, так как учить ее дальше у родителей не было возможности.

Когда началась война, Любе Самохиной было всего 16 лет. В хутор пришли враги. Что бы уберечь дочь от беды, мать сажей мазала ей лицо и руки, благо этого в каждом дворе был достаток. Пережили тяготы оккупации. А когда район освободили, поступила в эвакогоспиталь 2138. Жизнерадостную, небольшого росточка, красивую девушку полюбили все: и раненые, и медперсонал. Она умела и пожалеть, и оказать своевременную помощь, и отругать за слабость. Любой ее звали двое братьев и три сестры, Любушкой – родители, а Любашей – величали в госпитале.

Фронт на месте не стоял, и госпиталь следовал за ним. Так добрались до побережья Черного моря. Весна и лето 1944 года пахли как — то по — особенному. Может, причиной тому было то, что госпиталь размещался в Крыму. А может, остро чувствовали, что война идет к завершению. Не только долечивали раненых, но вместе с выздоравливающими работали на виноградниках, помогали крымским татарам собирать их пожитки (татар выселяли срочным порядком).

После освобождения Украины госпиталь стали готовить к эвакуации и перебросили его в Польшу под Краков. Вот тут — то и пришлось познать Любаше Самохиной все ужасы войны. Своими глазами видела фабрику смерти «Майданек». Ей, с детства познавшей тяготы жизни, остро чувствующей запах крови и смерти, становилось страшно при виде рвов с мертвыми телами, печей крематория.

Вот так и поняла она свою сущность воина — освободителя, защитника униженных и оскорбленных! Когда дали польскую форму, пришла в ужас. Мало того, что большого размера (пришлось подгонять по себе), сам черный цвет, особенности головного убора вызывали чувство чужого, неизведанного и чего-то неприятного. Ко всему привыкаешь, особенно на войне.

Госпиталь «бросили» под Варшаву. Грустное впечатление производил некогда красивый город, разрушенный до основания. Освободив столицу, войска не задержались. Медики «осели» основательно – в городе начался тиф. Вот тут — то и пригодились навыки, полученные в эвакогоспитале. За своевременную ликвидацию очага тифа Люба получила польскую награду – Бронзовый крест.

Среди выздоравливающих был красавец — сибиряк, который настойчиво и нежно ухаживал, а затем сделал ей предложение быть его женой. Любушка стала Михайловой. Победа ! С медалями « За освобождение Варшавы », « За победу над Германией» в конце 1945 года демобилизовались. Уехали в город Тайшет. Мужа – офицера фронтовика ждали в любой организации. С выбором для Любушки было труднее, так как не имела гражданской специальности. Устроилась на работу сначала продавцом, а потом швеей-мотористкой на фабрику. Родилась дочь. Любовь Владимировна вела большую общественную работу, за что получила благодарность от Алексея Маресьева, Героя Советского Союза, а позже и орден Отечественной войны II степени.

Так и прожили вдали от Родины тридцать лет. Тянуло в родные места, ночами снился родительский дом и до боли знакомая природа. После смерти мужа в 1986 году приехала в родное село Дубовское и живет теперь с сестрой Валентиной. Годы берут свое, здоровье пошаливает. Но Любовь Владимировна все еще приятная, симпатичная женщина, а во дворе у нее чистота и порядок. Любит гостей, большая семья Самохиных часто приходит к ним, чтобы послушать неспешный рассказ Любаши о жизни, о войне, о будущем. Вот и вся нехитрая история – судьба коренной дубовчанки, участника событий в Польше Л.В. Михайловой.

Н. Бударина Газета « Светоч » № от 1 февраля 2005 года

Фото из семейного архива предоставлено Михайловой Л. В.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *